ГЛАВНАЯ      ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
    ГЛАВНАЯ                    
ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ




Многие мамы жалуются: «Беда! Ребенок ни в какую не хочет читать»!

Так же со мной мучилась и моя мама.
Пока однажды я не прочитал в муках и проклятьях одну детскую книжку стихов. А в конце ее началась укатайка!
Там был до того интересный и веселый стих, что я мгновенно его выучил и потом везде декламировал, чтоб и другие испытали такую же эмоциональную радость.
Потом уже сознательно искал книги, которые бы доставляли мне такое же удовольствие.
И началось чтение запоем.

То, что произошло со мной, в науке называется учение с увлечением.
В этом коротком эпизоде из моей жизни, как в бутылке, где томится джин, заключена целая отрасль знаний по привитию ребенку любви к чтению.

Ушки слушают – ручки делают.

Нет детей, которые не любят, чтоб им читали.
Вот этим то моментом и надо воспользоваться, чтоб ненавязчиво побудить у ребенка тягу к книге.
В педагогической науке этот начальный процесс называется ОПОСРЕДСТВОВАННЫМ чтением.
Здесь руководящее начало за взрослым.
Это вышестоящее положение - человека читающего текст - дает возможность не только донести содержание, используя все модуляции голоса, но и вести с ребенком иные педагогические действия, направленные на его развитие.
Например, чтоб сделать процесс знакомства с книгой более увлекательным, можно начать игру, когда вместо привычного героя, скажем, Красной Шапочки, вставить Снежную Королеву. Ребенок оценит юмор. Охотно вступит в действо.
А это значит, что вы уже пробудили в нем ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ начало, когда он вместо послушного слушателя, превратился в СОТВОРЦА произведения.

Или, например, вы можете подарить ему настоящую тпографскую книгу лично про него. Ее то уж точно он будет с тайной гордостью открывать и перечитывать сотни раз!
Об условиях заказа такой книги вы можете узнав, кликнув по баннеру внизу.



Это лишь пример. Это вектор курса, следуя которым, вы сможете придумать иные способы увлечения ребенка. Заставить его договаривать уже знакомые фразы. Предложить ему сделать персонажем самого себя, или кого-то из родных. И так далее. Главное, чтоб ему было интересно.

Совместное чтение не из легких. Ведь маленькие – большие непоседы! Чтение и даже игра могут им надоесть. Или возникнут вопросы, не относящиеся к теме книги. Надо быстро реагировать, учитывая потребности ребенка, и ни в коем случае не давить на него, чтоб не вызвать внутренний протест к книге. Беседовать с ним, развивая тем самым в нем и навыки логической речи, навыки общения, показывая, что взрослый может быть не только командиром, но и личностью, с которой можно решить ту или иную проблему.

Обратите так же внимание на то, чтоб книги были разнообразны. Не только РАЗВЛЕКАЛИ, но и ОБУЧАЛИ.

Я, например, своим детям всегда незаметно подбрасывал те издания, которые соответствовали увлечениям, которые владели ими в данный момент.
Тут возникает вопрос: до какого времени читать вслух?
Во всем нужна постепенность.
Ведь даже мы, взрослые, любим слушать, как знакомое давно произведение читает актер или артист.
И ахаем: какие новые интонации и смыслы он открывает!
Так и ребенок, сперва лишь, запинаясь, монотонно лепечет слова из книжки.
И поэтому ваше чтение вслух, сделанное не в укор ему, а как бы случайно, в продолжение того детского чтения, которое вы вели ране, помогает ему осваивать так трудно дающуюся технику сложения букв в слова. А слов – в предложение.
Кроме того, вы продолжаете уже на новом уровне, так необходимый становлению человека, процесс общения.

Так постепенно опосредственное чтение плавно перетекает в чтение САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ.

Здесь очень важно не пустить все на самотек.
Помните мою историю - УВЛЕЧЕНИЯ ЛИШЬ ОДНИМ ЖАНРОМ?
Тогда после веселых стихов, я увлекся сказками, потом приключениями и фантастикой, потом лирикой.
И где-то на обочине остались издания энциклопедического и познавательного характера. О чем в школе да и в последующей жизни неоднократно жалел.
Поэтому сохраняйте в вашей библиотеке гармонию тех и других книг. Пусть там будут и сказки, и загадки, и книжки-игрушки, и интересные рассказы, и иллюстрированные энциклопедические пособия, и кроссворды. И любые иные издания, которые вы купите из-за тех или иных увлечений ребенка.

И обязательно запишите ребенка в БИБЛИОТЕКУ. Потому что там выбор гораздо шире. Да и увеличится его опыт общения с другими людьми.

Если ребенок не стремится читать – ни в коем случае не давите. А действуйте, согласно науке, – которая гласит, что эмоциональная увлеченность вызывает и познавательную активность.
Оставьте на столе, на самом интересном моменте, раскрытую книгу.
Берите такие издания, где прекрасные иллюстрации.
Покупайте книжки игрушки.
Раскраски.
И так далее.

ТВОРЧЕСКОЕ чтение.

Собственно оно уже началось, когда вы совместно играли с содержанием книги, меняя героев.
Я очень активно применял и такую методику пробуждения творчества, как просьбу нарисовать что-то по мотивам прочитанного. С последующим рассказом ребенка о том, что изображено.
Таким образом, первоначальная подготовка ребенка к встрече с миром фантазии писателя произведена. Постепенно ваше дитя научится вживаться в образ героя, сопереживать ему.
Фантазия и воображение, словно мощный домкрат, необычайно раздвинут тесные границы его реального мира - И В НЕГО ХЛЫНЕТ СВЕТЛЫЙ ПОТОК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ И НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Потому что с помощью книги можно унестись и в прошедшие времена, и в неведомые страны, и в прекрасное далеко, и в духовный мир его героев – словом, побывать там, где в жизни не будешь никогда!

И несколько строк в заключение.
ГЛАВНОЕ - ПОБУДИТЕ ИНТЕРЕС К КНИГЕ. А то, что ребенок из нее почерпнет, это уже будет зависеть от тех задатков, которые в нем заложены.
Собственно, и мой перекос в круге чтения, в конечном итоге, сыграл свою положительную роль.
ПОЧУВСТВОВАВ В ДЕТСТВЕ ВЕЛИКУЮ СИЛУ СЛОВЕСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, я всю жизнь проработал журналистом. А так же немало написал для детей, стараясь вложить в стихи мысли и эмоции, которые бы дали когда-то ценный урожай.


Главная | Отзывы


Сайт создан в системе uCoz